Стеклопластиковая арматура
Композитная (стеклопластиковая, базальтопластиковая) арматура представляет собой высокопрочный полимерный стержень, на основе эпоксидного связующего и стеклянного или базальтового ровинга, с наружной рифленой поверхностью, обеспечивающей лучшую адгезию с армируемым материалом. Применяется в промышленном и гражданском строительстве, дорожной отрасли, берегоукреплении, как элемент сложноармированных специальных систем и т.д.
На Российском рынке наиболее широкое применение получила стеклопластиковая и базальтопластиковая арматура на основе эпоксидного связующего с ангидридными отвердителями диаметром: 4 мм, 6 мм, 8 мм, 10 мм, 12 мм, 14 мм, (указанные диаметры включены в товарный ассортимент всех Российских производителей). В настоящее время свою деятельность по производству композитной арматуры осуществляет более 20 компаний (ежегодно количество производителей растет). Наибольшей активностью отличаются рынки Приволжского и Центрального федеральных округов - именно здесь сосредоточенно наибольшее количество производителей композитной арматуры и дилерских центров. Наименьшей активностью отличаются рынки Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.
В целом важно отметить что Российский рынок композитной арматуры на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся направлений рынка изделий из композитный материалов, за последние 5 лет в России наблюдается интенсивный рост внутреннего производства композитной арматуры, что обусловлено в первую очередь увеличением спроса на данную арматуру.
Стеклопластиковая арматура предназначена для замены стальной арматуры, при этом не имеет присущих металлу недостатков и по многим параметрам его превосходит:
- Меньший удельный вес стали в 3,5 раза
- Прочность на разрыв превышает стальные аналоги в 2,5 раза
- Не подвержена химической коррозии и обладает стойкостью к морской и минеральной воде;
- Стойкость к активным добавкам бетонов, хлоридосодержащим противоморозным добавкам, антигололедным растворам и автомобильной химии.
- Низкая теплопроводность по своим параметрам приближающаяся к теплопроводности дерева
- Сохраняет свои свойства при низких температурах и в условиях крайнего севера
- Диэлектрик, не создает электромагнитных помех, не подвержена электромагнитной коррозии.
Помимо увеличения прочности и долговечности конструкций, применение стеклопластиковой арматурой дает ощутимый экономический эффект, связанный с уменьшение накладных и сопутствующих затрат, а именно:
- Не требует сварки пространственного каркаса
- Существенное уменьшение транспортных расходов, связанное с меньшим весом композитной арматуры и возможностью поставок бухтами
- Минимизация расходов на подъемные механизмы
- Простота сборки пространственного каркаса и значительное сокращение времени монтажа
- Не требует специальных условий и площадей для хранения
- С учетом накопленного многолетнего опыта применения композитной арматуры в России и мире рекомендуется использование стеклопластиковой арматуры в следующих строительных сферах:
- Для армирования бетонных и железобетонных конструкций; конструкций подвергающихся воздействию агрессивных сред; применение в кирпичной кладке в качестве гибких связей и конструкционных крепежных элементов
- Фундаментов и опорных конструкций; перспективна для создания зданий, устойчивых к землетрясениям
- Армирование дорожного полотна и конструкционных асфальтовых слоев автодорог; столбики и опоры; укрепление откосов, насыпей;
- Сооружения портовой инфраструктуры; дамбы, русла рек; укрепление береговой линии; опорные сваи
- Армированные силовые бетонные опорные элементы: опоры освещения, несущие опоры линий электропередач, изолирующие траверсы ЛЭП; силовой каркас плит различного назначения, опоры и столбики различного назначения; железнодорожные шпалы;
- Элементы конструкций, подверженных активному воздействию химических веществ
С 1 января 2014 года вступил в силу ГОСТ 31938-2011 - данный ГОСТ призван повысить качество композитной арматуры - обяжет отечественных производителей арматуры (которые в настоящее время сами разрабатывают и утверждают технические условия для своих предприятий, исходя из сырьевых и производственных возможностей компании) выполнять нормы национального стандарта о производстве и продаже, появится потребность рынка в линиях промышленного исполнения с отработанной технологией производства композитной щелочестойкой арматуры стабильного качества.
В ГОСТе прописаны физико-механические характеристики которым композитная арматура должна соответствовать, внешний вид и перечень обязательных испытании.
Физико-механические характеристики композитной арматуры (из проекта ГОСТ)
Наименование показателя | АСК | АБК | АУК | ААК | АКК |
Предел прочности при растяжении σв, МПа, не менее | 800 | 800 | 1400 | 1400 | 1000 |
Модуль упругости при растяжении Еf, ГПа, не менее | 50 | 50 | 130 | 70 | 100 |
Предел прочности при сжатии σвс, МПа, не менее | 500 | 500 | 1000 | 500 | 500 |
Предел прочности при поперечном срезе τsh, МПа, не менее | 150 | 150 | 350 | 190 | 190 |
Предел прочности сцепления с бетоном τr, МПа, не менее | 12 |
Снижение предела прочности при растяжении после выдержки в щелочной среде ∆σв, %, не более | 25 |
Предел прочности сцепления с бетоном после выдержки в щелочной среде, τr, МПа, не менее | 10 |
Предельная температура эксплуатации Tэ, 0С, не менее |
60 |
Требования к внешнему виду (из проекта ГОСТ)
Наименование дефекта | Норма ограничения |
Сколы | не допускаются |
Расслаивание | не допускаются |
Раковины | не допускаются |
Задиры с порывом навивки | не допускаются |
Вмятины от механического воздействия с повреждением волокон | не допускаются |
Обязательные испытания (из проекта ГОСТ)
Контролируемый показатель |
Приемосдаточные испытания |
Периодические испытания (ПИ) | Типовые испытания (ТИ) |
Внешний вид | + | - | + |
Геометрические размеры: |
+ | - | + |
- номинальный диаметр (d) | + | - | + |
- длина (l) | + | - | + |
Предел прочности при растяжении (σв) | + | - | + |
Модуль упругости при растяжении (Еf) | + | - | + |
Предел прочности при сжатии (σвс) | - | + | + |
Предел прочности при поперечном срезе (τsh) | - | + | + |
Предел прочности сцепления с бетоном (τr) | - | + | + |
Снижение предела прочности при растяжении после выдержки в щелочной среде (∆σв) | - | + | + |
Предел прочности сцепленияс бетономпосле выдержки в щелочной среде, (τr) |
- | + | + |
Предельная температура эксплуатации (Tэ) | - | + | + |